Главная / Экономика / Росимущество неэффективно распорядилось средствами унитарных госпредприятий

Росимущество неэффективно распорядилось средствами унитарных госпредприятий

Ведомство недостаточно эффективно исполняет полномочия собственника имущества Федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов). Число предприятий сокращается, а убыток от их деятельности растет. Эксперт полагает, что эти предприятия давно пора перевести в конкурентную линейку акционерных обществ.

Аудиторами Счетной палаты (СП) снова была раскритикована практика Росимущества по управлению госсобственностью. Как пишет “Коммерсантъ” со ссылкой на статистические данные СП, убыток от деятельности ФГУПов продолжает расти. Число таких предприятий сокращается за счет банкротства или прекращения деятельности — Росимущество предпочитает данные меры приватизации.

По мнению аудиторов СП, совокупная деятельность ФГУПов убыточна и имеет тенденцию к ухудшению, Росимущество распоряжается госсобственностью неэффективно. В управлении организации на данный момент все еще находится 11 подведомственных ФГУПов и 104 — без ведомственной принадлежности, из них, констатируют в СП, действуют только 29. Из данных аудиторов следует, что количество федеральных государственных унитарных предприятий с 2015 по 2019 год сократилось на 241 предприятие обоих типов (то есть, вдвое), однако их совокупный убыток продолжает расти.

Приводятся данные: в 2016 году убыток от деятельности ФГУПов (225 предприятий) составил 638,7 млн рублей, в 2017 году (191 предприятие) — 802,5 млн рублей, оставшиеся 115 в 2018 году — 812,8 млн рублей.

Как отмечается в публикации, на балансе ФГУПов при этом числится около 3,2 тысяч объектов недвижимости (3,3 млн кв. м). “Управление закрепленным за ФГУП имуществом осуществляется, на наш взгляд, недостаточно эффективно”,— цитирует “Ъ” аудитора СП Андрея Батуркина. Поясняется, что подведомственные предприятия массово злоупотребляют передачей в аренду земли без оформления договоров, а несколько объектов в Москве и вовсе были незаконно переоформлены на третьих лиц или снесены.

Вызвали сомнение у аудиторов из СП и методы, которыми пользуется Росимущество для сокращения числа ФГУПов. Так, 123 соответствующих предприятия были не приватизированы, а исключены из реестра юридических лиц в результате прекращения деятельности и банкротства. Также отмечается, что часть ФГУПов присоединили к другим предприятиям или преобразовали в бюджетные учреждения, что, как полагают в Счетной палате, “не способствует снижению доли госсектора в экономике”. При этом в прогнозный план приватизации попали убыточные ФГУПы, а также предприятия с проблемным имущественным комплексом, что “дискредитирует саму идею приватизации”, отмечают аудиторы.

Илья Шуманов, заместитель директора Центра Антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл Россия, в комментарии “НИ” напомнил, что ФГУПы российский президент называл “черными дырами” отечественной экономики, он также пояснил, что убытки от деятельности унитарных предприятий колоссальные, а эффект от их экономической деятельности минимален:

“Во-первых, существует план приватизации всех ФГУПов. Он разработан в правительстве Российской Федерации, заложен в программе развития конкуренции.

ФГУПы препятствуют развитию конкуренции, потому что получают субсидии, особые привилегии и имеют особый правовой статус — это связано с органами власти, и, разумеется, они мешают развитию конкурентной среды.

Затем, президент Российской Федерации называл ФГУПы черными дырами в российской экономике. И не просто так: убытки от деятельности унитарных предприятий колоссальные, а эффект от их экономической деятельности минимален.

В реальности в некоторых отраслях, например, в системе ФСИН — ФГУПы генерируют избыточный объем дополнительных, никому не нужных функций, которые превращаются в дополнительные затраты. То есть по сути, создаются специально некие процессы, которые поедают определенные ресурсы, деньги и прочее, а экономического эффекта от их деятельности никакого нет. Часть организаций устроена для того, чтобы устраивать заключенных, т.е. цель извлечения прибыли — вторична, основная цель — трудоустройство заключенных.

Что с ними делать? Реализовывать план приватизации, закрывать те предприятия, которые не могут быть приватизированы, потому что никому не нужны, и переводить эти предприятия в конкурентную линейку акционерных обществ, которые, если они справляются без государственного участия, выживают, если нет — то нет.

В акционерных обществах все более прозрачно: советы директоров, труднее организовать коррупционные схемы, поскольку существует некий независимый элемент системы управления. У них больше раскрывается отчетности — и для общественности, и для органов власти”.

О Администрация

Администрация